медицина харьковклиники харьковбольницы харьковбольницы харьковмедицинская клиника харьковхарьковстоматологические кабинеты харьковврач харьков
медицина здравоохранение наука клиники поликлиники контакты
 
      ДИАГНОСТИКА
      ТЕРАПИЯ
      ХИРУРГИЯ
      АПТЕКИ
      НАУКА
      ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
      АЛЬТЕРНАТИВА
      МАНУАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
      ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ
      МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ
 

здравоохранение                харьков                здравоохранение                харьков                здравоохранение                харьков               

здравоохранение харькова

реформирование сети лечебно-профилактических учреждений

Анна Нечай, доктор юридических наук, отметила, что отсутствие или противоречивость законов, опираясь на которые можно осуществить реформирование, или прямой запрет на осуществление каких-либо действий являются юридическими преградами на пути реформирования здравоохранения.

С другой стороны, отсутствие подзаконных актов или необходимость их изменений не расцениваются как юридическая преграда, потому что КМУ, министерства и ведомства могут изменять свою нормативную базу при наличии политической воли к этому. В ст. 49 Конституции Украины сказано, что существующая сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения не может быть сокращена. Это утверждение является юридической преградой на пути реформирования отрасли здравоохранения. Однако существующее законодательство разрешает изменять правовой статус лечебно-профилактических учреждений из бюджетных организаций в коммунальные некоммерческие предприятия, а также создавать объединения таких предприятий с дальнейшим перераспределением функций между членами объединения.

Правовой статус бюджетного учреждения определяется Бюджетным кодексом Украины, согласно которому это неприбыльная организация, полностью финансируемая из Государственного или местного бюджетов. Юридический статус коммунальных некоммерческих предприятий определяется Хозяйственным кодексом Украины. В части 1 ст. 78 Хозяйственного кодекса отмечено, что такое предприятие создается компетентным органом местного самоуправления и входит в сферу его управления. Таким образом, изменение статуса лечебно-профилактического учреждения никак не отражается на форме собственности и базовом принципе управления. Именно поэтому речь не идет о приватизационных процессах.

Однако при изменении юридического статуса появляются новые возможности в управлении ресурсами, создаются условия для изменения системы стимулирования работы персонала, появляются предпосылки для дальнейшего гибкого усовершенствования сети медицинских учреждений за счет их добровольного объединения и перераспределения функций. В Украине уже существуют лечебно-профилактические учреждения, изменившие свой статус на коммунальное некоммерческое предприятие (в Харьковской и Житомирской областях).

А. Нечай подчеркнула, что для уменьшения проблем, связанных с получением статуса неприбыльной организации, необходимо предусмотреть в уставе предприятия все положения, упомянутые в Кодексе Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Решение об изменении статуса лечебно-профилактического учреждения из бюджетного в коммунальное некоммерческое принимается местными органами самоуправления. При этом в решении необходимо четко обозначить, что учреждение будет финансироваться из местного бюджета, а также приобретет право получать материальные ресурсы из других источников, его имущество будет находиться в коммунальной собственности и закрепится за таким учреждением на праве оперативного управления. Оно сможет предоставлять платные услуги согласно перечню, определяемому законодательством Украины. Решение органов местного самоуправления также должно содержать сведения относительно действий в случае ликвидации предприятия.

В уставе предприятия необходимо указать, что целью деятельности учреждения не является получение прибыли, имущество предприятия находится в коммунальной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, основным источником финансирования являются бюджетные средства. Оно также может иметь другие источники финансирования согласно Хозяйственному кодексу и законодательству Украины, доходы предприятия учитываются и используются в соответствии с требованиями, предусмотренными в отношении неприбыльной организации. В случае ликвидации предприятия все его активы будут переданы другой неприбыльной организации, занимающейся таким же видом деятельности. Очевидно, сотрудники Государственной налоговой администрации на местах должны понимать, что и почему происходит с юридическим статусом лечебно-профилактических учреждений.

Лечебно-профилактические учреждения, ставшие коммунальными некоммерческими неприбыльными предприятиями, смогут объединяться на добровольной основе. По словам А. Нечай, межтерриториальное объединение лечебно-профилактических учреждений даст ряд экономических преимуществ: появится возможность распределения функций между ними, при этом определенные медицинские услуги будут предоставляться теми учреждениями, которые могут это сделать дешевле и эффективнее. Небольшие больницы можно будет перепрофилировать в медико-социальные учреждения без необходимости их закрытия.

Учреждения — члены объединения смогут совместно решать аналогичные проблемы и централизованно выполнять некоторые функции с целью экономии человеческих и финансовых ресурсов. Кроме того, межтерриториальные объединения лечебно-профилактических учреждений — это инструмент для осуществления экономико-статистического анализа относительно стоимости медицинских услуг, внедрения механизмов контроля их качества, а также финансового стимула работы персонала.

От органов местного самоуправления требуется принятие ряда решений:

  • 1.Об изменении юридического статуса лечебно-профилактических учреждений;
  • 2.О создании межтерриториального объединения лечебно-профилактических учреждений и утверждении его устава;
  • 3.О предоставлении администрации лечебно-профилактических учреждений права осуществлять деятельность относительно юридической регистрации и функционирования межтерриториального объединения;
  • 4.Об избрании органов управления межтерриториальным объединением и представителей от каждого областного совета в них;
  • 5.О предоставлении администрации лечебно-профилактических учреждений права заключать договоры с межтерриториальным объединением относительно вопросов, предусмотренных уставом объединения.

Очевидно, что при таких изменениях администрациям лечебно-профилактических учреждений будут предоставлены более широкие полномочия. Однако степень их ответственности также повысится.

Мирослава Жданова, директор Департамента по организации медицинской помощи МЗ Украины, отметила, что население в целом недовольно качеством медицинских услуг, предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями государственной и коммунальной форм собственности, а также уровнем их доступности.

При этом согласно отчетам, полученным из регионов Украины, количество врачей на душу населения значительно превышает европейские и мировые показатели. Именно поэтому проблема реформирования отрасли приобретает актуальность. Информация, предоставленная экспертами проекта, вызывает все большую заинтересованность со стороны местных органов самоуправления, администраций и сотрудников лечебно-профилактических учреждений.

В пилотных областях (Харьковской, Полтавской и Житомирской) ведется реформирование отрасли здравоохранения на местном уровне, начиная с финансирования и заканчивая изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, а также объемом их деятельности. Участники проекта могут ответить на вопросы, связанные с процессом реформирования. МЗ Украины пришло к выводу, что говорить о реформе ВМП целесообразно в том случае, когда адекватно организована ПМП, в том числе неотложная медицинская помощь, требует изменений и ТМП.

Вполне понятны опасения сотрудников лечебно-профилактических учреждений относительно возможных сокращений персонала при реорганизации таковых.

Как отметила М. Жданова, в МЗ Украины прошло совещание, на котором была дана положительная оценка материалам, разработанным экспертами проекта. В ближайшее время предполагается предоставление рекомендаций, касающихся реформы ПМП, отработанных на примере Полтавской обл. и дающих возможность двигаться в направлении реформы ВМП. В Украине существует развитая сеть лечебных учреждений: ЦРБ, районные, городские больницы, сельские амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты. Для ее оптимизации МЗ предлагает создать на региональном уровне отделы здравоохранения при районных государственных администрациях, которые в перспективе выступят в роли покупателя медицинских услуг.

ЦРБ, в состав которой входят стационарное, консультативное, диагностическое и поликлиническое отделения, необходимо разделить на два отдельных подразделения, финансируемых из районного бюджета учреждения. Одно из них — районная больница — будет предоставлять ВМП, второе — превратится в самостоятельно функционирующее учреждение ПМП. В дальнейшем обоим учреждениям рекомендуется изменить статус на коммунальные некоммерческие неприбыльные предприятия. При районных больницах необходимо создать службы неотложной медицинской помощи.

Время, за которое бригада неотложной медицинской помощи должна прибыть к пациенту в городах, не должно превышать 15 мин, в сельской местности — 30 мин. Для этого необходимо обустроить места соответствующей дислокации станций неотложной медицинской помощи. На уровне ТМП МЗ Украины рекомендуется организовать университетские клиники. Они не будут структурными подразделениями университетов, но направления их деятельности включат практический, научный и подготовительный (обучение специалистов) уровни. Решение, касающееся организации университетских клиник, министр здравоохранения видит в объединении областных детских, областных и некоторых городских больниц.

По словам М. Ждановой, реформа ВМП предполагает достижение рационального использования больничных коек, ПМП при этом сможет предоставляться в соответствии с ее задачами.

Вполне понятны опасения сотрудников лечебно-профилактических учреждений относительно возможных сокращений персонала при реорганизации таковых. Однако конструктивный диалог поможет решить проблему занятости специалистов, которых можно направить в учреждения, оказывающие ПМП, в том числе экстренную медицинскую помощь.

В заключение хотелось бы отметить, что законодательство хоть и не запрещает, но и не подталкивает органы местного самоуправления к принятию соответствующих решений. Результат — выжидательная позиция с их стороны. Администрация и персонал лечебно-профилактических учреждений не в полной мере осознают экономическую нецелесообразность содержания большой сети больниц общего профиля, и негативное влияние такой позиции на качество медицинских услуг, а также их стоимость. И поэтому они могут выступать оппонентами реформы.

Елена Приходько


 

     
медицина здравоохранение больницы клиники поликлиники контакты